«Гудок», 14 октября 2000 г
В розово-желтом струящемся воздухе, который поднимается от нескольких десятков горящих свечей, легко двигалась девушка. Слегка склонив к плечу голову, она обходила свои владения: поправила розовый лепесток, провела пальцем по медовым сотам, расправила кружевную оборку. Так хозяйка ремесленной мастерской «Свечной двор» Ирина Крамаренко готовилась к открытию первой своей выставки – «Декоративные свечи» – в Московском общественном фонде культуры.
Ирина пришла к своим свечам издалека. Прямо из другого полушария – из Америки. Там она училась английскому, хотя уже успела получить профессию психолога. И постоянно что-то искала. Что есть в Америке, но чего еще нет в России. Что-то новое. Может, не совсем, но хотя бы отчасти… Искала долго и целенаправленно, а это «что-то», оказывается, поджидало ее на обыкновенной американской кухне. Приближалось рождество, шло время подготовки подарков, и хозяйская девочка решила преподнести родителям жениха что-нибудь оригинальное и художественное, Самодельную свечу, например. Девочка отправилась в магазин и вскоре вернулась с небольшим пакетом, в котором лежали: килограмм парафина, метр фитиля, ароматизатор и несколько красителей. Растопила в кастрюле парафин, сварила, вылила в стеклянную баночку и…
— Я поняла, что это мое дело, — говорит Ирина. – Стала читать книжки о свечном производстве, искать исходные материалы, А потом была бесплатная работа на маленьких частных предприятиях. Работала «за учебу». И американцы своих свечных секретов от начинающей предпринимательницы не скрывали: «Они знали, что я им никогда не буду конкуренткой, потому что Россия слишком далеко от Америки». У России, как всегда, собственные трудности, ей не до Ирины. Красители, ароматизаторы, фитиль и все мельчайшие детали, украшающие свечу, художница покупала за рубежом. Тоненькая упрямая девочка вдвоем с подручной в холодном маленьком гаражике вырезает первые свечи. Они называются «резные», потому что состоят из нескольких слоев, которые максимум за 10 минут надо аккуратно разрезать, придав произведению ажурность.
— А руки не боялись обжечь? – спросила я Ирину.
— А вы думаете о руках, когда готовите?
— Пока не обожжешь, нет…
— За четыре года «Свечной двор» нарастил коллектив – художники, дизайнеры. Есть бывший архитектор. На работу можно устроиться только по конкурсу. На одно место – 10 претендентов. Близость ремесленной мастерской к «свечному гиганту» Софрино Ирину не волнует.
— Мы не пересекаемся. Софрино работает на церковные нужды, мы – на светские. А что хочет человек сегодня, завтра, через год – понятие очень и очень широкое. Его возраст, художественные наклонности, обоняние, цветовая гамма, настроение, в конце концов. И все нюансы мы стараемся учитывать. Вам нужны игрушки? Вот они, целая полка. У друга-художника день рождения? Возьмите свечи-карандаши, у него наверняка таких нет. Идете к бабушке и не знаете, чем удивить? Посмотрите, может, эта кошечка придется ей по душе? Предполагается романтический вечер вдвоем? Сердечки, розы или символ инь и ян, выбирайте! Возможно, вы еще не знаете, чего хотите, не торопитесь, обойдите наш двор, подарок, точнее, свечу, по своему вкусу вы обязательно найдете!
Действительно, я нашла на «Свечном дворе» свою свечу. И не удержалась, спросила:
— Ирина, а вам не жалко, что свеча сгорает?
— Ничто не вечно. Любая красота должна прийти, порадовать и исчезнуть. Чтобы не устареть.
Ирина Долгополова